Главная » 2019»Октябрь»14 » Экспертная группа посетила аварийную нефтяную скважину в Коми
15:42
Экспертная группа посетила аварийную нефтяную скважину в Коми
По результатам поездки группа готовит набор рекомендаций компании «Лукойл-Коми», которой принадлежит скважина, а также муниципальной администрации, региональным властям, и другим уполномоченным органам. Эти рекомендации помогут минимизировать риски подобных аварий и защитить права местных жителей на здоровую окружающую среду.
После аварии жители соседних села Щельябож и деревни Кушшор, расположенных в 7-8 км от аварийной скважины, неоднократно жаловались, что чувствуют запах сероводорода. При этом Роспотребнадзор и МЧС ответили на обращения Гринпис России, что превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе не выявлено. Аналогичный отчёт появился на сайте Минпрома Республики Коми.
Эксперты Гринпис России сомневаются в том, что здоровью жителей ничего не угрожало. Запах сероводорода можно различить при концентрации 0,012-0,03 мг/м3. При этом ПДК для населённых пунктов составляет 0,008 мг/м3.
Если люди чувствуют запах сероводорода — это значит, что ПДК превышены и их здоровье в опасности. Согласно Федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха» в этом случае должны быть предприняты экстренные меры по защите населения.
Возможно, измерения не показали превышения ПДК, потому что проводились не каждый день. В ответе Роспотребнадзора указано, что пробы были отобраны 11 и 20 апреля, а в акте на сайте Минпрома Республики Коми — 22 апреля. Кроме того, ведомства не указали направление и силу ветра во время мониторинга. Если измерения делали тогда, когда ветер дул от села Щельябож к скважине, их результаты не могут быть доказательством того, что жителям ничего не угрожает.
Круглосуточный мониторинг качества воздуха в селе Щельябож вёлся специалистами «Лукойл-Коми», однако оборудование, которое «Лукойл-Коми» установил в Щельябоже, предназначено для измерений не в населённых пунктах, а в рабочих зонах, с уровнем реагирования на присутствие сероводорода примерно в 20 раз превышающим ПДК для населённых пунктов.
Минимальная концентрация загрязняющих веществ, которую может зафиксировать датчик прибора, установленного в Щельябоже (на фото) — 0,1 PPM, что по сероводороду составляет 0,14 мг/м3 (в 17 раз выше ПДК для населённых пунктов). В инструкции к этому прибору также указано, что он сигнализирует при достижении аварийных порогов 10 ppm и 20 ppm, то есть в 1750 раз выше ПДК для населённых пунктов.
Однако «Лукойл-Коми» использует данные, полученные с помощью этого прибора, в качестве информации о состоянии воздуха в селе. На их основе, например, Общественная палата Республики Коми в ответе Комитету спасения Печоры сделала вывод, что превышение ПДК по сероводороду в селе не отмечено.
При этом, согласно статье 237 Уголовного кодекса РФ сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершённые лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, является уголовным преступлением.
В связи с некачественной системой мониторинга представители Комитета спасения Печоры и местные жители, с которыми встретились эксперты, заявили о необходимости организовать постоянный государственный мониторинг атмосферного воздуха в селе Щельябож и в течение 2017 года провести полную диспансеризацию всех жителей села. Также они потребовали законсервировать аварийную скважину (он расположена на затопляемом участке в пойме реки Печора и до пожара дважды затапливалась).
В связи с тем, что в нефти на месторождении им. А. Алабушина и Баядинском было выявлено высокое содержание сероводорода, активисты и местные жители настаивают на том, чтобы поисково-разведочные работы в пойме реки Печора были прекращены. Это было зафиксировано в нескольких деревенских сходах после аварии.
Местные жители также настаивают на справедливом диалоге с властями и нефтяными компаниями при строительстве нефтяной инфраструктуры. Гринпис России надеется, что работа экспертной группы и составленные ей рекомендации помогут разрешить многолетние проблемы, связанные с добычей нефти в Коми.